Обсуждаем

Admin
Администратор
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 01 фев 2018, 16:41
Организация:

Обсуждаем

Сообщение Admin » 29 окт 2018, 13:20

При разработке и утверждении Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – 117-ФЗ) Минтрансу РФ удалось убедить его разработчиков в том, что ГТС морских портов не являются напорными сооружениями и их повреждения не приводят к возникновению гидродинамических аварий и чрезвычайных ситуаций. По указанной причине портовые ГТС не были включены в число объектов регулирования этого закона. Но попытки распространить его требования на сооружения морских портов продолжаются уже более 20 лет.
В 2015 г. при внесении очередных изменений в 117-ФЗ Ростехнадзор внес предложение включить портовые ГТС в перечень объектов его регулирования. Сообществу портовых гидротехников удалось убедить Правительство РФ в нецелесообразности вводить это предложение, разъяснив, что техническим регламентом «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620, образована отраслевая система безопасности портовых ГТС с иными требованиями, отличающимися от требований 117-ФЗ.
В 2016 г. Федеральным законом от 03.07.2016 №255-ФЗ утверждены и вступили в силу изменения 117-ФЗ, допускающие неоднозначное толкование статьи 10, а именно:
- декларации безопасности составляются и представляются на все гидротехнические сооружения, отнесенные Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» к I, II и III-у классам опасности;
- декларации безопасности составляются и представляются только на гидротехнические сооружения, являющиеся объектами регулирования 117-ФЗ и отнесенные Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации гидротехнических сооружений» к I, II и III-у классам опасности.
Все ГТС морских портов классифицированы в указанных пределах (I-III класс), что, формально, позволяет надзорным органам применить к ним первое толкование указанного требования. Примером его исполнения служат письма территориальных УГМРН Ространснадзора, направленные пользователям портовых ГТС в 2018 г.. В них вывод о необходимости декларирования безопасности портовых ГТС в соответствии с требованиями 117-ФЗ обосновывается законодательными актами, в которых, фактически, игнорируется положение, что эти сооружения не являются объектами регулирования указанного закона. А именно:
- Постановлением Правительства РФ от 02.11.2013 № 986 «О классификации ГТС» утверждены критерии классификации для различных ГТС. В том числе, для портовых ГТС, на которые 117-ФЗ не распространяется. Данное постановление не дает оснований для распространения на портовые ГТС требований 117-ФЗ, однако его используют для этой цели, применяя вместе с Федеральным законом от 03.07.2016 № 255-ФЗ.
- Изменения, внесенные в статью 10 117-ФЗ Федеральным законом от 03.07.2016 № 255-ФЗ, распространяются только на сооружения, являющиеся объектами регулирования 117-ФЗ. Портовые ГТС не входят в их число.
- По этой же причине на портовые ГТС не может быть распространено «Положе-ние о декларировании безопасности ГТС», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6.11.1998 №1303.
Необходимо отметить, что при распространении 117-ФЗ на портовые ГТС игнорируется понимание, что портовые ГТС не являются напорными сооружениями и их повреждения не приводят к возникновению гидродинамических аварий и чрезвычайных ситуаций. Для портовых ГТС создана отраслевая система обеспечения безопасности, сформулированная в технических регламентах «О безопасности объектов морского транспорта» и «О безопасности объектов внутреннего водного транспорта» и национальном стандарте ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Пра-вила обследования и мониторинга технического состояния». Эта система образована в прежние времена до появления 117-ФЗ и обеспечена необходимыми нормативными документами и техническими исполнителями на всех стадиях жизненного цикла сооружений. В Минтрансе РФ накоплен длительный успешный опыт её применения. Нет никаких оснований для её принудительной замены.
Распространение 117-ФЗ на портовые ГТС приведет к необоснованному увеличению финансовой и административной нагрузок на проектные и эксплуатирующие портовые ГТС организации и двойному надзору, что не допускается Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Статья 3.5).
С учетом вышеизложенного, можно заключить, что требования Ространснадзора проводить декларирование безопасности портовых ГТС в соответствии с 117-ФЗ не обоснованы и необходимость их применения может быть оспорена. Пока это мое личное убеждение. Отстоять его предстоит в Департаменте государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ, инициировав кампанию по внесению соответствующих изменений в 117-ФЗ и технический регламент «О безопасности объектов морского транспорта».

Меншиков Владимир Леонидович, к.т.н.,
Президент Ассоциации «Морпортэкспертиза»
Илья Гецов
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 17 апр 2018, 10:13
Фамилия: Гецов
Имя: Илья
Отчество: Борисович
Организация: АО "Ленморниипроект"

Re: Обсуждаем

Сообщение Илья Гецов » 15 фев 2019, 10:50

К сожалению, федеральный закон № 255-ФЗ от 3 июля 2016 г. явно указывает, что в состав проектной документации при проектировании ГТС 1-4 классов должна быть включена Декларация Безопасности ГТС. Для портовых сооружений исключения не предусмотрены.

Сроки декларирования безопасности гидротехнических сооружений определяются:

- во время проектирования - в составе проектной документации;

- во время эксплуатации (не реже 1 раза в 5 лет с даты ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию);

- после реконструкции - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ (по решению органа надзора или по инициативе декларанта);

- после капитального ремонта - до приемки соответствующих строительно-монтажных работ (по решению органа надзора или по инициативе декларанта);

- при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий - в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности (по решению органа надзора или по инициативе декларанта);

- при изменении обязательных требований, если гидротехнические сооружения не соответствуют таким обязательным требованиям, - в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм (по решению органа надзора или по инициативе декларанта).

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей